Семья и семейные ценности

Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и слёзы, и смех.
Семья – это то, что с тобою всегда,
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём.

Семья – один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять  население в каждом следующем поколении.
Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребёнку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него моделью, по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребёнку, в который он вошёл.
Поэтому в нашем детском саду особое внимание уделяется теме «Семья и семейные ценности».
В начале сентября у нас прошла неделя, посвящённая данной теме, в ходе которой были проведены следующие мероприятия.
Беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему:
«Почему мама грустит?», «Чем я порадовал своих родителей?», «Как сказать о том, что я натворил?», «Я поступаю хорошо», «Как я помогаю родителям», «Назови, пожалуйста, любимое мамино (папино) занятие», «Как ты думаешь: трудно быть родителями?», «Моя семья», «Мои братья и сёстры», «Мы должны беречь друг друга», «Какая у меня семья», «Мои домашние обязанности». В ходе этих бесед мы формировали у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывали желание заботиться о близких, помогать им, развивали чувство гордости за свою семью.
НОД по данной теме: «Моя дружная семья», «Семейное дерево», «Моя родословная», «Семейные традиции и праздники», «Семейная фотография». Мы изучали такие понятия, как «семья», «род», «родословная», «древо», «предок». Выяснили, кто в семье самый старший», кто кому кем приходится.
Было проведено родительское собрание по теме «Семья и семейные ценности», в конце которого родителей попросили нарисовать вместе с детьми рисунки «Я и моя семья». Затем мы сделали выставку детских рисунков. Были оформлены фотоальбомы «Моя семья», «У Фамильного Древа», «Моя родословная», к которым ребята потом будут постоянно обращаться, показывать  друг другу фотографии своей семьи.
Вместе с детьми мы посетили краеведческий музей, где нас познакомили с бытом и укладом наших предков, с их традициями, праздниками, русским фольклором. Воспитанники получили огромное удовольствие от рассматривания предметов быта, прикладного искусства, русской народной одежды.
Одним из средств воспитания любви и уважения к родителям является художественное слово: сказки, рассказы, повести. Обращаясь к детской художественной литературе, почувствовав поступки героев на эмоциональном уровне, ребенок сначала с помощью взрослого, а позже самостоятельно может соотнести свое поведение с поведением героев без лишних нравоучений принять душой нравственные основы человеческого общества. «Добрый батюшка Саровский» С.О. Микулина (сыночек с детства утешал. Он рос послушным, неленивым); «Бриллиантовые слёзы» Борис Ганаго; «Чему учат непочтительных к родителям детей пчёлы» И. Наумович; русская народная сказка  «Морозко» и другие. С воспитанниками мы так же изучили много стихотворений: «Мама заболела», «У меня родился брат», «Рядом с бабушкой», «Я учусь у дедушки», «Родовое дерево».
Из серии книг «Добрый мир» по духовно-нравственному воспитанию мы так же разучили стихотворения, поговорки, пословицы о семье,
Дети с удовольствием слушали песни из репертуара взрослых, такие как «Отчий дом» (ел. А. Дементьева, муз. Е. Мартынова), «Крыша дома твоего» (ел. М. Пляцковского, муз. КЭ. Антонова), «Родной дом», детские песни «Песенка о маме», «Песенка про бабушку». Для того чтобы эти стихи и песни прочно вошли в жизнь ребенка, они будут использоваться  в разных ситуациях: во время дальнейших бесед о семье, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, в праздничных концертах.
Полученные знания о взаимоотношениях в семье, впечатления воспитанники использовали в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дочки-матери», «День рождения»
В конце тематической недели мы провели итоговое развлечение, на котором были закреплены полученные знания.
Ведущими этическими ценностями дошкольников являются доброта, любовь близких, семья. Опираясь на эту особенность необходимо развивать в детях умение видеть в окружающем мире ценности любви, доброты как проявление Божественного присутствия. В своей работе педагоги детского сада попытаются определить средства и методы, помогающие в воспитании нравственно здорового ребенка — ребенка не только любящего своих родителей, но и умеющего любить действенно: проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами.
Знания и представления будут формальными, если не будут находить выхода в реальных поступках детей, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающими. В ходе наблюдений за детьми, по итогам проводимых мероприятий, отмечалось желание старших дошкольников проявить волевое усилие и сдержать свои капризы, желание помочь маме и близким, сделать что-то приятное для своих родителей. Тем самым дети приобщались к духовности. Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована.
Важно, чтобы чувство любви и привязанности к родителям, умении охранять их покой, оказывать им помощь, проявлять заботу о них, выражалось у детей не только в дошкольном детстве, но и на протяжении всей жизни.

Полезная информация:

Мероприятия на тему Здоровые дети — в здоровой семье

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития               психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.   Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

В целях поддержания инициативы уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова провели цикл  мероприятия в соответствии с рекомендациями Департамента образования Белгородской области.  Инструктором по физической культуре и коллективом педагогов были проведены мероприятия посвященные  охране жизни и здоровья детей, укреплению семейных ценностей и традиций. Все мероприятия были объединены в единую  тематическую неделю со 2 по  6 сентября 2013 года.

Воспитатели  Лобзенко Я.В., и Теплинская Л.Т. с самыми маленькими воспитанниками начинали утро  с веселой гимнастики «Мы веселые зверята». Педагоги провели досуг-игру, «Путешествие в лес», с использованием ряда подвижных игр: « Зайка»,  «Мишка и ребята», « Веселый поезд», «Через речку по  мосточку».  При организации прогулок особый упор был сделан на повышение двигательной активности детей. Восторг у малышей вызвали   подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Мишка идет по мостику»,  «Воробышки».

Для родителей была проведена консультация по теме «Профилактика плоскостопия у детей 4 года жизни».
Педагоги Варнавская О.И. и  Вутолкина Т.А.  были инициаторами целевой прогулки в спортивный комплекс «Олимп»,  где тренер Бурков В.Н. показал детям залы, спортивные снаряды, портреты знаменитых выпускников, рассказал дошкольникам  о своей работе и  принципах здорового образа жизни. Кроме полюбившихся детям традиционных  подвижных игр,  педагоги большое внимание уделили  играм- упражнениям «Кто дальше прыгнет»,  «Попади в цель», «Не намочи ноги», «Сбей кегли», направленные на развитие ловкости, равновесия, меткости.

В индивидуальных беседах с родителями  педагоги дали полезную  информацию подталкивающую пап и мам пересмотреть свой семейный уклад  в отношении здорового образа жизни. Важно, чтобы родители попробовали вдохновить детей своим личным примером начинать путь к здоровью с малого – почистить зубы,  умыться, сделать легкую разминку.

Апогеем  спортивной недели был праздник «Мы будущие олимпийские чемпионы!»,  проведенный инструктором по физической культуре  Крайнюченко Е.П.  Интересный сценарий, нарядная спортивная форма и празднично украшенная спортивная площадка вызвали у детей яркие положительные эмоции.  Бодрое настроение празднику придали стихи  о пользе занятий спортом и зажигательна музыка. Юные спортсмены принимали активное  участие в играх – эстафетах «Собери матрешку»,  «Кто быстрей!», «Попади в цель».  От царившего духа соревнования у мальчишек и девчонок  загорались глаза. Кто знает, может, эти полчаса, проведенные за обычными поворотами и наклонами, будут вспоминаться им всю жизнь. Полноправными участниками праздника были родители, которые не только подбадривали и вдохновляли детей, но и являлись ярким примером спортивной активности. Главный заводило праздника —  Елена Петровна, провела его творчески, с юмором, так, что ребята и разогреться и нахохотаться успели. Сегодня  проигравших  не было, все получили заряд бодрости и веселого настроения. А сладкое угощение и медали стали настоящей наградой для «Будущих олимпийцев».

В результате проведенной работы коллектив получил творческое удовлетворение и оптимистичный настрой на новый учебный год.

Спорт – Здоровье,
Искусство,
Интеллект

транслируют идею гармоничного развития человека.